На моём столе лежит, поблескивая красной бумажной печатью, документ, утверждающий, что некий Bakeev Marat обладает новозеландским Graduate Diploma in Information Technology. Диплом, который я получил после года обучения в Whitireia New Zealand.
Этот год пролетел незаметно, хотя, пока я учился, мне казалось, что он не кончится никогда. В этой короткой заметке я постарался рассказать о своих впечатлениях об учебе, о том, каким он оказался – мой первый год в Новой Зеландии. Рассказ разбит на несколько частей, потому желающие могут сразу читать нужную часть, а не всю писанину целиком.
Поедем туда – не знаю зачем и куда...
Сама идея поехать куда-нибудь учиться возникла по-русски традиционно – в процессе распития спиртных напитков в теплой компании на кухне. Один молодой человек, после очередного стакана чего-то подозрительно красного, громко заявил: “Парни, поедемте все в Австралию! Там постоянно нужны рабочие руки и никогда не холодно”. За окном, как можно догадаться, стояла русская зима – минус двадцать, снег по колено, грязепоганая эмульсия на дорогах и мотоцикл в гараже под амбарным замком. Идея показалась интересной, долго обсуждалась, обдумывалась, но, как положено, разбилась вдребезги о суровую действительность.
Автор идеи не осилил IELTS – не набрал нужный балл и как-то отвалился. Та же судьба постигла и остальных участников проекта – реально собраться и поехать куда-то на край света сумел я один, причем Австралия в процессе подготовки к отъезду поменялась на Новую Зеландию. В НЗ незадолго до этого уехал один мой знакомый и рассказал в деталях, как именно он это проделал (вплоть до указания в каком порядке какие визы нужно получать).
Давайте поучимся администрировать Винду!
И вот я прилетел в славный город Окленд (попутно проведя ночь в отеле аэропорта города Инчхон). Побродив недельку по Окленду в полном офигении от того, как тут всё отличается от Москвы, столицы нашей родины, я дождался начала учёбы.
Тут надо сделать небольшое отступление о том, как я, собственно, попал в институт Whitireia New Zealand (на сайте “валимотсюда.рф”, в смысле studyaway.ru, он называется “колледж”, а на местном языке зовётся polytechnic). Высшего образования у меня нет никакого, если не считать вполне бессмысленные полкурса в РГГУ, зато есть десять лет опыта работы по специальности «системный администратор» (которая в течение тех самых лет и была освоена). Обладая всем этим “богатством”, я написал письмо c сайта StudyAway и долго-долго компостировал им мозги различными вопросами из серии “а как конкретно студенческая виза превращается в рабочую”. (Тут хочется сказать StudyAway огромное спасибо за всю оказанную помощь: без них я бы в НЗ не очутился.)
Так вот, в институт я пробился на том основании, что у меня есть десять лет могучего опыта, и попал сразу на 7-й уровень обучения по новозеландскому стандарту NZQA. Коротко поясню: на получение высшего образования здесь обычно уходит три года, с 5-го по 7-й уровень, и выпустившемуся индивидууму присваивается звание Bachelor of Something (то есть “бакалавр чего-нибудь такого”. Если вам хотелось бы стать “бакалавром чего-нибудь эдакого”, то учится можно и четыре, и шесть лет). А мой 7-й уровень – это последний, третий год этого самого бакалавриата. Учишься всего год и платишь в три раза меньше, зато фигушки, а не бонус за требуемую специальность (Полноценный бакалавр получает дополнительные баллы по списку требуемых специальностей - LTSSL).
Из забавного
Мне поначалу институт вообще отказал в зачислении и посоветовал идти учиться на сотрудника техподдержки. Я взвыл было нечеловеческим голосом, но StudyAway в очередной раз пришли на помощь, потребовали написать доклад на тему “да я крутой специалист, вы чего?” и в итоге институт разразился заветным письмом Offer of Place:
«Дорогой Марат, мы вас берём учиться, скорее открывайте ваш кошелёк и шлите нам ваши денежки!»
Забавное тут в том, что я окончил обучение с дополнительным дипломом Top Scholar Award (лучший академический результат за год) и первым местом, завоеванным на национальном конкурсе для сетевиков Cisco NetRiders (обставив 20 команд из Австралии, НЗ и с островов. На втором, региональном этапе удалось занять лишь четвертое место, но только потому, что мы бились честно, а китайцы сто процентов жульничали, ну да не важно).
Итак, денежки были отосланы, с помощью StudyAway получена студенческая виза для меня, рабочая для жены и гостевая – для сына, перелет свершился, и вот настала пора приступить к учебе. Кстати, учился я в Оклендском кампусе института, он не очень большой, в отличие от основного, расположенного в Веллингтоне.
Не знаю, как там в России, но тут, в Новой Зеландии, преподаватель нам на первой же неделе заявил:
«Господа, у нас тут седьмой уровень – не шестой и не пятый! – водить вас за руку никто не будет, пора уже самостоятельно учиться».
На это заявление я только глазами похлопал – я-то вообще сюда неделю назад попал, и не в курсе. Но всё оказалось не так страшно.
Занятия здесь проходят так: объявляется некая учебная тема, преподаватель обосновывает ее теоретически и показывает слайды. После чего нужно сдать несколько тестов и написать большое задание, written assignment, оценка за которое составляет 40-50 % итоговой оценки за предмет. Тут всё зависит от преподавателя. Кто-то излагает теорию очень скучно, а кто-то так, что всю лекцию записываешь, высунув язык или непрерывно хихикая. Лекционного материала вам, конечно, не хватит, и нужно будет читать самостоятельно. Вообще, 7-й уровень обучения подразумевает минимум 20 часов самообучения в неделю (так написано в студенческом руководстве).
В процессе учебного года мы прошли пять дисциплин: по два предмета в триместр, а в последний триместр – сдвоенный предмет “техническое проектирование”.
Курс
Три предмета – Network Devices, Systems administration and VoIP и Network Security and Wireless – идут на основе программы сертификации Cisco CCNA Routing and Switching. Из них Network Devices это CCNA R&S: Connecting Networks в чистом виде, Network Security and Wireless это CCNA Security и материалы о беспроводных сетях, Systems administration and VoIP это CCNA R&S: Scaling Networks, материалы о системном администрировании Windows сетей и основы VoIP.
Как сисадмин с десятилетним стажем я многое из этого уже знал, но тем не менее с удовольствием повторил теорию и углубился в практику. В сетевой лаборатории института есть своё оборудование Cisco – свичи 2950 и 2960, роутеры 2911 и ещё кое-что. И на всём этом нужно делать лабораторные работы. Лабораторка представляет собой задание от Cisco вида “соедините три роутера с помощью serial кабелей и поднимите на них роутинг с помощью протокола EIGRP”.
В больших заданиях требовалось подготовить и составить документ о, скажем, модернизации локальной сети вымышленного института, указать, какое вы будете закупать оборудование, как будете строить сети, подключать дополнительные здания и тому подобное. Интересно, но утомительно. Кроме того, составляя written assignment, я столкнулся с таким неизвестным у нас, но общепринятым в “западном мире” принципом, как цитирование по стандарту AMA. Общая мысль такова: если вы заимствуете какие-то положения или фрагменты из чужой работы, то совершаете плагиат. Выход: оформить цитирование по правилам этого самого AMA. В институте существует специальный курс, посвященный стандарту AMA.
Business and IT: польза и удовольствие
Поскольку мой факультет назывался FBIT (Business and IT), то помимо IT-ориентированных дисциплин мы проходили и бизнес предметы. Первый из них, Project Management, рассказывает о том, как IT процессы сочетаются с нуждами бизнеса и как PM должен этими процессами управлять. Весьма интересный и познавательный предмет, но, к сожалению, преподаватель рассказывал скучновато. Правда, по слухам, в этом году Project Management начнёт вести другой преподаватель, тот, чьи лекции мне очень нравились. Второй бизнес предмет – это “техническое проектирование”, он же Industry Project. Обычно студенты проходят его последним, после трёх лет обучения, и кроме него в триместре других предметов нет. Теория тут сочетается с практикой: студентам предлагается выполнить некий совершенно реальный проект, то есть с помощью полученных знаний и опыта они должны исследовать, разработать и выполнить какую-то задачу, описать в документации и защитить.
Вот тут у вас появится возможность на практике применить курс Project Management – управление проектом. Управлять будете собой и ещё одним-двумя-тремя студентами. Проведете исследования, составите план, диаграмму Ганта и выполните сам проект. Например, вам могут предложить написать какие-либо программы, сделать веб-сайт, настроить серверы, подготовить план миграции сети или составить план закупок оборудования для нового офиса небольшой фирмы. (Перечисляю реальные задания, которые при мне кто-то выполнял. И я выполнял, конечно.)
Институт связан с различными оклендскими фирмами, для которых эти проекты и разрабатываются. Если вы понравились заказчику – не упустите свой шанс: у вас появляется перспектива последующего трудоустройства.
Да, кстати. В институте есть центр помощи студентам, где вашу работу проверят на предмет правильности языка, а если у вас проблемы с успеваемостью, найдут для вас peer tutor – хорошо успевающего студента, который сумеет объяснить вам те тонкости, которые вы не уловили. (Я тоже успел побыть этим самым peer tutor, но недолго.)
Оценки – хорошо, но виза – лучше
Такой получился рассказ наоборот, от частного к общему. Подытоживая свои впечатления, скажу: атмосфера в институте приятная, учиться было интересно, но если вы хотите получать хорошие оценки, придется по-настоящему много трудиться.
Однако оценки – не главное. Самое главное, что даёт обучение – это, конечно, рабочая виза.
Рабочая виза (точнее, открытая годовая виза для поиска работы после получения образования) – то, ради чего всё и затевалось.
Эта чудесная виза даётся свежевыпущенным счастливчикам, требует наличия финансов в размере NZ$4,200 и позволяет год работать на кого попало, желательно по специальности. А найденная работа по специальности плюс обучение в НЗ обеспечивает количество баллов, необходимое для получения резидентской визы по категории Skilled Migrant, даже если вашей профессии нет в списке требуемых.
И – добро пожаловать в Страну длинного белого облака. Ударим облачными технологиями по бездорожью и разгильдяйству!
Подробнее об институте
Узнать больше об институте и ценах можно в первом посте о Whitireia New Zealand.